Skip to content Skip to footer

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСК БЛОКИРОВКИ БАНКОВСКОГО СЧЕТА В ПОЛЬШЕ – практические аспекты

Как польский адвокат и наблюдатель за тем:

  1. с какими вопросами ко мне иногда приходят русскоязычные / украинско-язычные клиенты, ведущие бизнес в Польше, и за тем,
  2. на основании каких аргументов власти Польши, прокуратуры блокируют на долгие годы банковские счета польских компаний с иностранным капиталом,

решил посоветовать Вам, как минимизировать риск такой блокировки. Я не утверждаю, что польские власти правильно трактуют положения Закона от 1 марта 2018 года о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Я сосредотачиваюсь только на том, какая есть практика, не вдаваясь в оценки.

Ниже я обращу Ваше внимание на основные аргументы, которыми пользуются польские суды, польские прокуратуры и польская налоговая администрация:

• Посреднический характер счета, постоянный характер транзакций – входящие и исходящие переводы.

Если Вы (польское общество с ограниченной ответственностью с иностранным капиталом) являетесь посредником, договор между Вами и сторонами сделки должен соответствовать положениям польского законодательства, особенно налогового законодательства. Бухгалтерский учет должен вести опытный бухгалтер, который определит, в частности, обязаны ли вы получать регистрацию НДС или нет, а также может определить какие еще регистрации вам следует сделать.

• Отсутствие обоснованности осуществляемых сделок.

Каждый банковский трансфер должен быть основан на правильном контракте, а его название должно включать ссылку на конкретный счет-фактуру и контракт. Вам следует собрать всю корреспонденцию (электронные письма, текстовые сообщения, итд.), чтобы иметь возможность продемонстрировать в будущем (на пример ответить на вопросы банка), что транзакции были не только на бумаге, но и действительно имели место. Помимо договоров и счетов-фактур, у Вас должна быть вся транспортная документация. Если переговоры проводились онлайн, должно быть письменное их отражение в электронных письмах или мессенджерах. У Вас должен быть опекун в банке, и в правлении должен быть кто-то (к кому у банка должны быть полные контактные данные), с кем банк может общаться на польском или английском языке. Желательно на польском языке.

• Высокие обороты на счетах, торговля криптовалютой.

При крупных входящих и исходящих переводах, особенно из ОАЭ, Беларуси и налоговых офшорных зонах, ваш счет будет под особым наблюдением. За вами также будут следить, когда средства Вашей фирмы поступают от продажи криптовалют.

• Расчеты только с иностранными контрагентами.

Хотя с точки зрения польского законодательства сделки только с иностранными контрагентами (при условии соответствующей налоговой регистрации) допустимы, отсутствие сделок с польскими контрагентами представляет собой обоснованное подозрение в отмывании денег для польских властей, прокуратур, а также судов. Сделки с польскими контрагентами должны реально быть, и они не могут быть фиктивными. Если сделок с польскими компаниями нет, польские власти могут посчитать, что нет экономического обоснования для открытия и ведения компании в Польше.

• Операции, несоответствующие заявленному профилю деятельности.

Следует позаботиться о том, чтобы деятельность, осуществляемая обществом, входила в перечень деятельности, указанный в договоре общества (Уставе). В идеале, это также должно соответствовать перечню видов деятельности, указанному в общедоступном Национальном судебном реестре (KRS). Несоответствие может быть истолковано как обоснованное подозрение в отмывании денег, хотя формально эти вопросы кажутся не связанными друг с другом.

• Открытие счетов в стране, которая не является местом жительства физических лиц, представляющих компании

Такой-же риск, как указан выше, относится к иностранным компаниям, имеющим банковские счета в Польше в качестве нерезидентов. В настоящее время открыть такие счета очень сложно. Однако есть много компаний, которые открыли их в прошлом. Их банковские счета находятся под пристальным наблюдением.

• Регистрация юридического лица в виртуальном офисе.

С точки зрения польского законодательства для компании нет противопоказаний для ведения высоко-масштабного бизнеса в виртуальном офисе (Виртуальный офис = только адрес). Это не нравится польским властям и судам, поскольку в таком случае ее документация не хранится по адресу компании. И, по мнению польских властей, судов и прокуратуры, ее следует хранить по юридическому адресу. Решение — физическое офисное помещение с рабочим столом и сейфом/шкафчиком.

• Отсутствие платежей в налоговые органы и Институт социального страхования (ZUS).

Также следует избегать ситуаций, когда одному физическому лицу принадлежит 100% долей. По закону это, конечно, допустимо. Однако тогда это физическое лицо обязано платить социальное страхование, как если бы оно было физическим лицом, ведущим бизнес. Это следует непосредственно из польских законов. Прецедентное право польских судов аналогичным образом применяется к предпринимателям, владеющим 95% долей. Они считают подобные ситуации обходом закона. С точки зрения общепринятого понимания положений Закона о борьбе с отмыванием денег (…), стоит избегать подобной ситуации даже в случае своевременной уплаты взносов социального страхования.

• Отсутствие работников.

Польским властям, прокурорам и польским судам кажется маловероятным, что одна компания без сотрудников могла бы координировать транзакции на сотни тысяч евро. Хоть это и не является прямым следствием закона, но стоит компании легально нанять для этой цели сотрудников или заключить соответствующие договоры с конкретными людьми. Соглашения должны соответствовать положениям польского законодательства. Ситуация вызвала бы меньше всего сомнений, если бы эти сотрудники были Поляками.

• Отсутствие оплат за пользование какими-либо коммунальными услугами.

Для польских властей, прокуратуры и судов подозрительно, когда компания не платит за электричество, телефонную подписку или Интернет. Хоть это и нерационально с юридической точки зрения (поскольку мы живем во времена, когда возможно удаленное общение), такая практика распространена. Считается, что компания должна заплатить некоторую абонентскую плату.

• Фактуры, выставленные польскими компаниями с иностранным капиталом.

Фактуры должны соответствовать польскому закону об НДС. Само название: «Фактура НДС» не означает, что она правильная. Рекомендую сотрудничество с опытным бухгалтером (бухгалтерским бюро), который правильно рассчитает налоги компании и сообщит сроки уплаты. Надо тоже помнить о том, чтобы общество имело право вести международную торговлю. Тут нужно осуществить определённые регистрационные обязательства.

Надеюсь, что эти несколько первичных замечаний из судебной практики помогут хотя бы некоторым из Вас избежать проблем. Чаще всего компании приходят ко мне, когда уже поздно. Некоторые блокировки, несмотря на постановление Верховного суда Польши, осуждающее систему, продолжаются с 2018 года.

С уважением,

адвокат Michał Snitko-Pleszko